Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Город строительных кранов


Цена: Стандартный билет: 150 руб.
Город строительных кранов

КУПИТЬ БИЛЕТ ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ


В Музее открылась выставка «Город строительных кранов» из собрания музея. В экспозицию вошли архивные фотографии, графика, плакат, инсталляция – архитектурные хроники Калининграда 40-х-70-х годов

Хроника Калининграда – это сложная история становления и самоидентификации. Городской ландшафт и в особенности архитектура, как знак материальной и исторической культуры, стал фундаментом для начавшего свое формирование регионального этноса. На выставке «Город строительных кранов» поэтапно отражено то, как по мере роста «нового города» менялся и культурный вектор: западноевропейская художественно-строительная среда сменялась на советско-российскую, что постепенно привело к изменению художественных и эстетических приоритетов, ценностных предпочтений, в том числе и ощущения «места».

Практически весь центр старого Кёнигсберга был разрушен двукратной массированной бомбардировкой английской авиации в августе 1944 года. Через год по решению Потсдамской конференции немецкие территории были переданы СССР. Город предстал первым переселенцам, говоря словами Иосифа Бродского, «равнинами, припорошенными щебнем», «пастбищем руин». Ощущение неясности и нестабильности сопровождало людей, отправлявшихся в неизвестность.

Так же как в акварельной технике нет четких границ, у людей не было четкого представления о будущем. И этот настрой удалось уловить Арсению Максимову, в чьих лирических акварелях отображен обезлюдевший, потерявший свою монументальную историю, словно притихший перед началом новой архитектурной и культурной эпохи город.

Градостроительная задача стала одной из приоритетных; появилась необходимость создания новых архитектурных форм. Так на территорию Калининграда пришел сталинский ампир. В основном здания в этом стиле появились в районе Сталинградского проспекта (ныне – проспект Мира), сосредоточившего в себе крупные знаковые объекты: театр, зоопарк, стадион, будущую гостиницу «Москва», воздвигнутый в 1957 Дворец культуры рыбаков. Относительная сохранность зданий позволила нанести на них архитектурно-стилистический «макияж», который должен был скрыть черты чужой культуры и продемонстрировать величие своей. Благодаря такой политике здание Кенигсбергской биржи в стиле неоренессанса не было снесено, так как даже в полуразрушенном состоянии оно соответствовало советской архитектурной идеологии. В лирических фотографиях из коллекции Владимира Воронова, из семейных альбомов и архивов представлены культура и быт жителей города в этот период (1940-е – 1950-е), запечатлены трудовые будни, личные встречи, общественные мероприятия.

Речь Н. Хрущева на XX съезде КПСС изменила культурный и градостроительный ориентир. На смену сталинскому ампиру в 1960-е приходит хрущевский модернизм, который отказывается от эклектичного «историзма» в пользу контристоризма, направленного на борьбу с «излишествами в архитектуре», на переход к массовому индустриальному, сборному и типовому домостроению. Под этим девизом возводится знаменитый Дом Советов, концепция проектирования которого была связана с Латинской Америкой. Архитекторы архитекторы Ю. Шварцбрейм, Ю. Моторин, Л. Мисожников, Г. Кучер взяли за образец Дворец национального конгресса в новой столице Бразилии – творение пионера и экспериментатора в области железобетонной архитектуры Оскара Нимейера.

Трагическая поэзия руин сменяется плакатной четкостью архитектурных форм, соответствующей представлениям об устойчивой, стабильной жизни, о ясном будущем – а на смену мягкой акварели, представленной в первом тематическом комплексе выставки, приходит точная уверенная линия, особенно очевидная в серии линогравюр Адольфа Шевченко. Герои его произведений –люди труда: портовые рабочие, моряки, рыбаки, строители. Сюжеты – день в торговом порту, будни стройки, полевые работы. Художественная деятельность Шевченко была связана с представленным в экспозиции плакатным искусством 1970-х, формировавшем визуальную культуру советского общества, которое производило и транслировало знакомые каждому гражданину СССР символы и знаки, становившиеся частью культурного кода нации.

К 1970-м наступило время спокойствия и уверенности. Заново выстроенный город начинает ощущаться «своим». В городской ландшафт активно внедряется монументальная скульптура с советской символикой. В ноябре 1974 года открывается символ становления советского города Калининграда – монумент «Мать-Россия» Б. В. Едунова. Женщина в длинном развевающемся платье держит в левой руке герб РСФСР. На постаменте памятника закреплена каменная доска с надписью: «Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1946 году в составе РСФСР образована Калининградская область».


Цена: Стандартный билет: 150 рублей

Back to the list