«РОЖДЕСТВО В СТРАНЕ МОЕЙ РОДНОЙ»
Название выставке, развернувшейся в трех залах Калининградского музея изобразительных искусств, дала строка из романса Александра Вертинского о празднике с «мандаринами и елкой, // с пушками, хлопушками в кошелке». Продолжая образный ряд Вертинского, русское Рождество – Вифлеемская звезда и крестный ход, святочные гадания и взятие снежных городков, путь саней по снежной целине, пряники и холотые орехи, ярмарка народных промыслов, нарядная елка в комнате… Все эти образы посетитель встретит в жанровых картинах и натюрмортах мастеров, чьи имена не нуждаются в представлении – Е.Н. Чернышевой, О.А. Вуколова, супругов Подлясских. Открытием для калининградской публики станет графика выдающегося петербургского «алхимика литографии», члена-корреспондента Российской академии художеств В.С. Вильнера (1925 – 2017) из новых поступлений Музея. Искусство региона представлено работами известных калининградских художников А.П. Карякина, М.Г. Пясковского, О.А. Пьянова, А.А. Шевченко, В.Ф. Рябинина. Говорят, обычай посылать друг другу «открытые письма» долгое время был связан именно с Рождеством. Отсюда на выставке и рождественские дореволюционные, новогодние советские открытки.
Невозможно, говоря о русском Рождестве, не вспомнить зимние пейзажи. Один из традиционных для России типов пейзажа – панорамное изображение села, города или рощи над рекой, под огромным небом. Таковы «На реке Трубеж» владимирского художника К.Н. Бритова, «Холодный вечер» петербуржца А.А. Яковлева. Встречается и другая композиция – когда верхнюю часть полотна занимает высокий холм, увенчанный церковью или колокольней. Такую композицию мы видим на картине москвича Андрея Николаевича Макарова «Гороховец». Оба типа выражают одну из центральных в православной культуре идей о связи горнего и дольнего, о земле как зеркале небес – ведь небо буквально отражается на водной поверхности, а храм в православной культуре трактуется как свеча, возжжённая к небу.
Еще один тип пейзажа, связанный с именем «поэта лесов» Шишкина, – русский лес, зимой особенно прекрасный. На выставке этот тип представляют картины выдающихся пейзажистов – основоположника «сурового» стиля Г.Г. Нисского (1903 – 1987), тончайшего акварелиста А.Е Лопухина (1807 – 1986), академика и профессора Императорской Академии художеств Ю.Ю. Клевера (1850 – 1924). Полотно Клевера, без преувеличения, относится к лучшим работам мастера: композиционная четкость, ясность (пользуясь словами автора, перед нами «пространство не раскинувшееся, но собранное на плоскости холста»); тонкое чувство света и цвета. Глядя на «Зимний лес», нельзя не согласиться с мнением о Клевере, высказанным его современником, К. Сомовым: «С особой легкостью, присущей талантливой кисти, давались ему зачаровывающие зимние закаты и ночи».
Живопись и графику дополняют произведения декоративно-прикладного искусства в разных техниках. Здесь все проявления зимы - и стеклянные «Облака» И.Г. Коржевой-Чувелевой (Москва), и керамические сугробы (декоративная композиция калининградки Г.П. Олоничевой «Мелодия зимы»), и «Зимний лес» В.А. Елфимова (Калининград). И бронзовые (А. Багаутдинов), глиняные (Т.А. Киселева), стеклянные (Р. Крюкас, И.Г. Коржева-Чувелева) ангелы. А от выразительной декоративной скульптуры «Спящий белый медведь» классика советской анималистики Б.Я. Воробьева (1911 – 1990) долго не смогут отойти ни взрослые, ни дети.
Визитная карточка выставки – «Тройка» В.С. Пшеничникова (1882 – 1957), русского и советского живописца, баталиста и анималиста. Судьба художника, необычная по нашим меркам, типична для эпохи: потомственный военный, подпоручик Пшеницын в 1904 отправился добровольцем на Русско-Японскую войну; тяжело раненный, на лечении в Крыму увлекся пейзажной живописью; закончил Императорскую академию художеств; участвовал в Гражданской войне; ожидал расстрела как красный комиссар и бежал из тюрьмы Врангеля; заведовал Наробразом и во всех обстоятельствах – активно работал как живописец и выставлялся. Любимым предметом изображения Пшеничникова были лошади, которых он хорошо знал и понимал. Сами названия произведений говорят об этом: «Тачанка», «Кавалеристы», «Доваторовцы», «Конный поединок Пересвета с Челубеем». Вот и в картине «Тройка» живописец любуется статью и удалью коней, словно бы вырастающих из снежного вихря.